Эссе

Эссе на тему: «Учить и учиться».

«Обучать – значит вдвойне учиться».

 (Ж. Жубер)

Двадцатый юбилейный год работы в школе….  Почему я здесь? Что заставляет меня идти утром на работу? Чему я научу своих учеников? А, может быть, они учат меня? Какой он, «идеальный учитель»,  «идеальный урок»? Наверное, каждый педагог задавал себе эти вопросы. 

Разными путями педагоги приходят в школу, по-разному складываются их школьные судьбы. Кто-то с детства мечтает быть учителем, но придя в школу, разочаровывается в профессии, а кто-то приходит случайно и остается здесь навсегда. Так было и со мной.

Едва я сам окончил школу, судьба распорядилась так, что я начал делать первые  несмелые шаги в профессии педагога. Было трудно, не все получалось, но мне помогали мои наставники, а также моя семья. Хоть и родился я в семье учителей (мама —  учитель начальных классов, папа — учитель трудового обучения), я никогда не мечтал стать учителем. Инженером, механиком, техником, но только не учителем…. Но, проработав в школе несколько лет, я понял: мне интересно. Интересно обучаться с учениками, интересно познавать вместе с ними этот мир, делать новые открытия, решать задачи, писать компьютерные программы. Я получаю удовольствие, видя результаты своей работы. И главная причина, по которой каждый день иду в школу, — это мои ученики.

Нынешнее поколение растет в период бурного развития информационного общества и компьютерных технологий. В раннем детстве они, не умея читать, разбирались в кнопках родительского телефона. Многие из них привыкли познавать мир через экран мониторов и компьютерные игры. Многие дети живому общению предпочитают виртуальное в социальных сетях. Им легче делиться своими переживаниями, радостями, новостями с тысячей виртуальных «друзей», чем поговорить по «душам» со своими родителями. Они не такие как мы, они другие. Современные дети смотрят на мир сквозь призму компьютерных  игр. Для них взрослая жизнь –это игра, в которой есть уровни и правила их прохождения. Но, к сожалению, в реальной жизни нельзя «сохраниться» и начать заново. Поэтому наши дети испытывают определенные сложности в отношении с окружающим миром. 

Но эти дети особенные. Многие из них обладают обширными интересами, им постоянно хочется испытывать новые эмоции. Они уверены в своих силах и способностях, с удовольствием берутся за что-то новое, неизведанное. Современные дети легко ориентируются в информационных ресурсах и быстро находят нужную информацию, легко устанавливают связь со всем миром. Они мечтатели и оптимисты, смело идущие в будущее. 

Я думаю, что главная задача современного педагога – помочь детям обрести себя. Антон Семенович Макаренко сказал: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Для того, чтобы наши дети смогли стать успешными в любой деятельности и  легко социализироваться в обществе, необходимо находить и целенаправленно развивать талант и творческие способности.

Я стараюсь помочь ученикам поверить в свои силы, развить их познавательные способности, создать условия для достижения успеха. Я хочу, чтобы каждый ребенок на моем уроке смог увидеть и порадоваться результатам своего труда. Современные учебники, разработанные в соответствии со стандартами нового поколения, нацеливают ребят на умение исследовать, проектировать, наблюдать. Эти навыки необходимы в любой деятельности и могут использоваться на протяжении всей жизни. Цель моей работы: научить, подсказать, сориентировать ребят в процессе обучения.

У подавляющего   большинства учеников есть множество различных гаджетов (смартфон, компьютер, планшет и т.д.), которые позволяют в один клик отыскать нужный материал. Информацию дети получают и в школе, но её увеличивающийся объем часто не позволяет «разложить все по полочкам». Поэтому часто на уроках дети лишь «воспроизводят» услышанное,  иногда даже не осознавая и не осмысливая. Я стараюсь научить детей не только работать с информацией, показать наиболее удобный и лёгкий путь её получения, но и уметь анализировать и грамотно её использовать. Миссия учителя — научить ориентироваться в современном цифровом мире. Каждый ребенок должен понимать, зачем нужны те или иные знания, где их можно применить, а главное — для чего? 

Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно. Иногда я спрашиваю у себя: «Смог ли я стать не «урокодателем», а учителем?», «Достаточно ли  моих сегодняшних знаний, чтобы быть интересным для современных детей?», «Смогу ли я ответить на все их вопросы?», «Смогу ли я уверенно вести диалог со своими учениками?». Поиск ответов заставляет меня постоянно работать над собой, заниматься самообразованием, находить новые интересные формы и методы работы с детьми. 

Как удивить современного школьника? Как не оставить его равнодушным? Как вовлечь весь класс в учебный процесс? Что больше всего любят дети на уроках информатики? Конечно, работа с компьютером. Поэтому эффективными являются   интерактивные методы. При помощи вовлечения в учебный процесс информационных образовательных ресурсов урок становится ярче и наглядней. Детям легче запоминаются короткие, ёмкие формулировки, подкреплённые яркими наглядными образами.

Открытием для меня стала и проектная технология. Выполняя проекты, дети видят результат своего труда, учатся оценивать себя и своих одноклассников, могут максимально проявить свои творческие таланты и способности. Перед учеником открываются новые возможности: он может развить в себе лидерские качества, самостоятельность, организованность, креативность.  Но организовывать такую деятельность невероятно трудно, поэтому я основываю выбор методов обучения на сильных сторонах каждого ребенка.

Я часто повторяю своим ученикам, что задача, как в информатике, так и в жизни, может иметь несколько решений, каждая из которых имеет право на существование, выбор решения за ними. Ученики имеют право ошибаться и самостоятельно находить пути исправления своих ошибок. На мой взгляд, нельзя ограждать детей от ошибок, иначе они не смогут мыслить критически и двигаться вперед. В этом состоит принцип проблемного обучения, который является одним из методов моей педагогической деятельности.

Вместе с учениками учусь и я. Учусь слышать и быть услышанным, сотрудничать, уважать мнение каждого, находить новое в обыденном. Дети вдохновляют меня на поиски новых идей, учат по-иному смотреть на окружающий мир. Они раскрашивают наши будни яркими красками. Порой мысли, которые высказывают мои ученики, просты, но настолько глубоки, что ни один взрослый не смог бы сказать лучше. Именно мои ученики дают мне силы для такой сложной, но такой нужной работы. Ежедневно они смотрят на меня с  доверием и любопытством. И тогда я чувствую себя счастливым человеком и состоявшимся педагогом. Я, в свою очередь, стараюсь оправдать доверие детей. Всегда стремлюсь, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. Не случайно классическая педагогика утверждает, что «смертный грех учителя — быть скучным!». Работа учителя – это постоянный поиск наиболее эффективных методов, это сотрудничество с детьми и родителями. Инициатива и творчество являются обязательными спутниками на тернистой дороге педагога. И главное — не останавливаться на этом пути.

Учитель – это человек, который учит и учится сам. Сегодня во всем мире ценится способность на протяжении всей жизни добывать и применять знания, быть профессионально и социально мобильным. Этому мы учим детей. И педагог – не исключение. Я считаю, что постоянное обучение – это одна из основных целей моей профессиональной деятельности.

Конкурс «Учитель года» —  новый педагогический старт. Это экзамен, на котором я учитель и ученик в одном лице. А  значит, я учусь: учусь верить в свои силы, преодолевать себя, свои страхи, не сдаваться и не унывать, несмотря ни на что. 

Я живу, работаю, учусь и верю, что мой лучший урок ещё впереди!

Скачать эссе